Вот не совсем согласна, но в целом важный вопрос поднимается - автономии воли ребёнка, самой возможности задавания личных границ самими детьми, изнутри, а не директивно снаружи. Почему дети — не люди, и чем это чревато для взрослых?
В нашем конце Земли перед Рождеством разгорелся настоящий холивар. Некоммерческая организация CAPS HAURAKI начала информационную кампанию о согласии детей на прикосновения. И неожиданно для себя набросила на вентилятор. Борцы с насилием всего лишь хотели сказать, что не нужно заставлять детей прикасаться к другим людям — обниматься, целоваться, садиться на колени к Санте — если дети напуганы или не хотят этого.
Посыл был в том, что именно так дети учатся согласию на прикосновения и узнают о своем праве отказаться от нежелательных прикосновений. Тем, кто с детства уверен в праве на отказ, гораздо проще сказать «нет» в период полового созревания или при попытке совращения, даже значимым взрослым. Порой это вопрос сохранения здоровья или жизни, предотвращения подростковой беременности, невступления в токсичные, зависимые отношения с незрелым партнером.
Не все согласились с идеей, что пятилетний ребенок может не хотеть целовать бабушку. Основные аргументы звучали знакомо для меня:
Дети за себя не отвечают, и находятся во власти взрослых. Какие еще права, вы о чем? Взрослые решают за несовершеннолетних, как им сидеть и как свистеть. Вот вырастут, пусть свистят по-своему.
Как еще научить гаденышей уважать и любить членов семьи, не говоря им, когда обниматься и целоваться?
Ну давайте начнем бояться членов семьи и на их примере учить детей опасаться всего на свете. Кого же еще целовать, как не тетю с дядей?
Я не была ласковым ребенком и получила в дошкольном детстве свою дозу прессинга, шантажа, упреков и манипуляций по вышеописанному списку. Когда у меня появились ухажеры, мне было трудно понять, чего я хочу, а к чему меня склоняют. Прессингом, шантажом и манимуляциями в том числе. Мне было нереально сложно отличить волков от людей. И то, что я не попала в серьезную беду — скорее удача, чем закономерность. Так что в истории с согласием детей на прикосновение я на стороне авторов этих плакатов.
Инициаторы кампании раз за разом терпеливо повторяли возмущенным пользователям Фейсбука мантру «дети — тоже люди». Я читала и думала — даже здесь, в стране первого мира, жителям нужно напоминать, что их дети — люди. И многие не согласны с такой постановкой вопроса.
Детей принято дегуманизировать.
Мой мир навсегда изменился в течение трех недель после рождения сына. Окружающие отказывали ему в равных правах — на свободу передвижения, на свободу оказаться в магазине. Они воевали со мной на тему коляски в торговом зале, и требовали оставить младенца на улице. Им даже в голову не приходило, что трехнедельный ребенок — маломобильный человек с равным правом находиться в торговой точке. Он был для них личинкой, заготовкой человека, помехой.
Когда Федор подрос, я поняла, что ему не рады в общепите. Не потому, что мой сын плохо себя вел. А потому, что «дети мешают ЛЮДЯМ отдыхать». Вообще все сферические дети мешают всем людям. Когда в обществе развернулась дискуссия о запрете курения в кафе и ресторанах, к этому прибавился аргумент «нечего приходить со своими детьми в места отдыха людей — сидите дома, и никто не будет на вас курить».
Когда сын стал достаточно взрослым, чтобы ходить самостоятельно, в него начали регулярно врезаться торопливые московские сучки (ТМ) (почему-то это всегда были женщины). Ни разу ни одна из них не извинилась — потому что перед детьми не извиняются. Извиняются перед людьми.
А дети в самолетах и поездах… Очень хочется узнать, откуда взялись взрослые, которые дегуманизируют детей и причисляют к роду людскому только себя. Ехать нужно только им, а для макак пока самолет не подогнали. Они, кажется, никогда не были маленькими — вылупились из грязи и слизи, как орки Сарумана, уже большими.
Оркам даже в голову не приходит, что все имеют право культурно развиваться, ужинать в заведении, летать самолетами Аэрофлота и других авиакомпаний. Они не понимают что не приватизировали право на отдых. Они не верят, что мир не обязан прогибаться под их ожидания об удобстве. Что дети — тоже люди.
Да, дети могут быть шумными, неприятными гаденышами. Ну прямо как взрослые — которые могут быть шумными неприятными гадами. Активный трехлетка ничем не хуже половозрелого мужика, который растопыривает ляжки, занимая два сиденья в метро.
Трехлетка даже лучше — он ведет себя, как говно, по понятным возрастным причинам. Взрослые говнятся осознанно, наслаждаясь свободой выбора. Они люди, им можно.
Вот вырастешь — будешь делать, что хочешь
Взрослые — удивительный народ. Они не станут есть вареный лук, если ненавидят его. Дайте им съехать от мамы, и они не готовят суп и не гладят трусы. Они месяцами не звонят родителям. На нелюбимой работе они встают в пассивно-агрессивную позу «за эти деньги еще и работать — скажите спасибо, что в офис пришла!»
Да, взрослых можно заставить делать то, что они не любят и не хотят. Но тогда взрослые чахнут, сохнут и дохнут, как цапля из скороговорки. Они страдают, у них диссонанс, депрессия, апатия и несчастье. Они пьют, или идут к психологу, или срываются на зависимых членов семьи.
Но как только речь заходит о детях, все тут же меняется. Жри, что дали, нефиг выделываться. Мало ли, что тебе не нравится — я сказала, будешь ходить на хоккей. Обними бабушку, а то она обидится и решит, что ты ее не любишь! Вот вырастешь, будешь сам решать, а пока делай, что сказано.
Черт, но как он научится решать? Если мы ему не даем принимать крошечные решения каждый день? Любит он брокколи или ненавидит. Хочет он садиться на колени к дяде или ему не нравится, как дядя дышит ему в ухо. Нравится ему рубашка или нет. Как еще научиться, если не присвоить себе простое право — решать за себя? В безопасной, поддерживающей тренировочной обстановке, где родители поймут и не осудят?
Минимальные жизненные решения
Взрослые, которые не понимают, что им делать со своей жизнью, что они любят, как им быть и что надеть вырастают из детей, которым с рождения отказывали в праве решать даже по мелочам.
Я как-то читала у Рамита Сети инструкцию для таких взрослых — она называлась «Перестаньте терять время на минимальные жизненные решения». Это инструкция для тех, кто не знает, какую книгу прочесть первой. Где сегодня выпить кофе. Что съесть на ужин. Мне в свое время здорово помогло.
Только знаете, что? Эта инструкция была бы нафиг никому не нужна, если бы дети считались людьми. И им бы позволили соглашаться или не соглашаться на прикосновения, любить или ненавидеть лук, выбирать цвет футболок и вид спорта.
Да, с такими детьми не всегда удобно жить — я проверяла. Но кто сказал, что жить с другими людьми — удобно? Дети же просто люди…
Мария Скатова
http://justtralala.com/pochemu-deti-ne-lyudi/