ЗАЙЦЫ И УТКИ Со мной на биофаке учились близнецы, которых с детства все, включая родителей, называли Заяц и Утка, так что, возможно, у них это уже в паспорте даже официально закреплено, не знаю. Как так случилось, что они получили эти прозвища, история умалчивает, но одно известно наверняка: это никак не было связано с оптическим фокусом "заяц/утка", когда на одном и том же изображении можно увидеть зайца или же утку, стоит лишь немножко по-другому взглянуть, перестроить восприятие. Впервые это изображение предложил в 1899 году американский психолог Джозеф Ястров, оно было основано на более ранних рисунках, но классическим стал именно рисунок Ястрова, покуда он все же был использован в одном из ранних психологических исследований. Потом появлялись и другие вариации на тему "зайца-утки", а также другие двойственные фигуры, например, не менее известная иллюзия "молодая/старая женщина" восходит к 1915 году, а еще, оказывается, недавно - в 2006 году - была введена в пользование пара "кит/кенгуру", и ее уже вовсю используют в исследованиях восприятия. Ну и всякого рода подвижные "гифки" типа вращающегося силуэта балерины с неоднозначным направлением вращения. Интересно, что очень многие люди не видят одну из интерпретаций в таких амбивалентных изображениях - не получается. Другие могут увидеть вторую версию, но не одновременно - есть приоритетный вариант, который распознается первым. Так, вначале большинство людей видят на картинке утку. Возникает вопрос: это какие-то ограничения мозга у людей не позволяют видеть оба варианта? Или все же это результат очень крепкой приоритетной обработки информации и в таком случае можно попробовать ее поменять? В одном исследовании 2011 года попытались это сделать. Идея посетила авторов, когда кто-то на доске нарисовал рядом две одинаковые фигуры "уткозайца" и одна девушка сказала, что в одной из них видит зайца, а в другой - утку, хотя остальные свидетели оказались в этом плане немощными. "Как тебе это удается это чудо Божие?" - спросили они девушку, возможно, немного иными словами. Та сказала им, что одно существо как бы ест своего соседа, - и, взглянув на картинки в свете внезапного хищничества у травоядных животных, все тотчас же увидели и утку, и зайца, и направленные друг к другу клюв и рот. Как пишут авторы исследования, с помощью таких вспомогательных фраз ("представьте, что кенгуру сейчас перепрыгнет кита") им удалось сломать визуальный барьер и испытуемые смогли увидеть вариант, который был им до того недоступен, и некоторые из них очень сильно удивились. Из этого следует, что ограничений восприятия у данных субъектов нет, просто нужно посмотреть на картинки по-новому. http://beckman.illinois.edu/news/2011/10/mathewsonperceptionpaper В другой работе 2011 года ученые обнаружили связь между легкостью, с которой люди могут переходить в своем восприятии от зайца к утке, и креативностью. Они спрашивали у испытуемых, насколько просто для них "менять животное", а также просили придумать как можно больше применений для обычного предмета (стандартный тест на креативность). Скажем, стул, помимо того что на нем сидят, можно использовать как подставку, оружие, дрова и т.п. Так вот те, кто с легкостью манипулировал "уткозайцем", предлагали в среднем 5 применений для предмета, а кому это было тяжело - только 2. Таким образом, данная иллюзия может быть индикатором креативности, заключают авторы. http://www.spring.org.uk/2012/01/duckrabbit-illusion-provides-a-simple-test-of-creativity.php Возвращаясь к человеческим воплощениям Зайца и Утки, о которых я писал в начале, мне интересно, можно ли это все как-то увязать со способностью различать близнецов? Опосредована ли способность или неспособность к успешному узнаванию незнакомых близнецов ограничениями восприятия и связана ли она с креативностью? Есть ли такие люди, которые многие годы периодически видятся с близнецами и все равно их не различают, и при этом на стул они только садятся и ни за что не догадаются бросить его в камин?